НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК УКРАЇНИ

ДЕРЖАВНА НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНА БІБЛІОТЕКА УКРАЇНИ
ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО

Бібліотека це дзеркало і джерело духовної культури

Image
04060, Київ, М.Берлинського, 9 380 (44) 467-22-14 dnpb@i.ua Мапа проїзду
A A A

Афоризми С. Френе

Ребенок – такой же человек, как и взрослый. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит подчиняться силе.
Поведение ребенка в школе – это производная от его психологического и
физиологического состояния.
Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.
Никто не любит ходить строем, потому что «строй» – это всегда подчинение
внешней силе.
Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.
Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой
(обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» – вот естественный
и общий закон познания.
Память – а на этом держится вся Школа – является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно
думают, – а опытным путем. Начинать с правил и законов – в изучении языка,
искусств, математики,  других наук – все равно что запрягать телегу впереди
лошади.
Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве
от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит такой «контроль».
Демократия завтрашнего дня рождается я в Школе. Авторитарная школа
не может вырастить человека демократических убеждений.
Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям – одно из первых условий обновления Школы.
Педагогический консерватизм – элемент социального и политического
консерватизма – серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь
противостоять этой силе.
Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться
поставленной цели. Наказания – это худший способ решения проблемы.
Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников Большой рост – не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.
Человек предпочитает сам выбирать себе работу – пусть даже этот выбор
не несет ему явных преимуществ.
Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.

Переклад з французького – Р. Курбатов


Анонси та оголошення

21.06.2024

Шановні колеги!

Запрошуємо до публікації в електронному науковому фаховому журналі «Науково-педагогічні студії» (вип. 8/2024) Державної науково-педагогічної бібліотеки України імені В. О. Сухомлинського.  Детальніше…

20.06.2024

Державна науково-педагогічна бібліотека України імені В. О. Сухомлинського оголошує конкурс на заміщення вакантних посад. Детальніше...

Всі матеріали

Наша анкета

Шановні користувачі!

ДНПБ України
імені В. О. Сухомлинського НАПН України прагне створити сучасний науково-освітній та культурний простір, що сприятиме якісному забезпеченню Ваших інформаційних потреб.

Просимо взяти участь в анонімному анкетуванні! 

Ваші відповіді допоможуть нам покращити бібліотечно-інформаційне обслуговування користувачів і слугуватимуть удосконаленню науково-інформаційного забезпечення сфери освіти, педагогіки, психології.

Вебінар

No meeting rooms are currently available to join.

Заходи

Всі матеріали

Виставки

Всі матеріали

Наші видання

Всі матеріали