НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК УКРАЇНИ

ДЕРЖАВНА НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНА БІБЛІОТЕКА УКРАЇНИ
ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО

Бібліотека це дзеркало і джерело духовної культури

Image
04060, Київ, М.Берлинського, 9 380 (44) 467-22-14 dnpb@i.ua Мапа проїзду
A A A

Афоризми С. Френе

Ребенок – такой же человек, как и взрослый. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит подчиняться силе.
Поведение ребенка в школе – это производная от его психологического и
физиологического состояния.
Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.
Никто не любит ходить строем, потому что «строй» – это всегда подчинение
внешней силе.
Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.
Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой
(обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» – вот естественный
и общий закон познания.
Память – а на этом держится вся Школа – является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно
думают, – а опытным путем. Начинать с правил и законов – в изучении языка,
искусств, математики,  других наук – все равно что запрягать телегу впереди
лошади.
Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве
от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит такой «контроль».
Демократия завтрашнего дня рождается я в Школе. Авторитарная школа
не может вырастить человека демократических убеждений.
Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям – одно из первых условий обновления Школы.
Педагогический консерватизм – элемент социального и политического
консерватизма – серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь
противостоять этой силе.
Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться
поставленной цели. Наказания – это худший способ решения проблемы.
Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников Большой рост – не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.
Человек предпочитает сам выбирать себе работу – пусть даже этот выбор
не несет ему явных преимуществ.
Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.

Переклад з французького – Р. Курбатов


Анонси та оголошення

12.03.2024

Шановні колеги, науковці, педагоги, освітяни! Запрошуємо до участі!

6й Міжнародний науково-практичний WEBфорум «Розбудова єдиного відкритого інформаційного простору освіти впродовж життя (Forum SOIS, 2024)», 26-29 березня 2024 року

Інформаційний лист

Спікери форуму

Реєстрація

03.03.2022

Всі матеріали

Наша анкета

Шановні користувачі!

ДНПБ України
імені В. О. Сухомлинського НАПН України прагне створити сучасний науково-освітній та культурний простір, що сприятиме якісному забезпеченню Ваших інформаційних потреб.

Просимо взяти участь в анонімному анкетуванні! 

Ваші відповіді допоможуть нам покращити бібліотечно-інформаційне обслуговування користувачів і слугуватимуть удосконаленню науково-інформаційного забезпечення сфери освіти, педагогіки, психології.

Вебінар

No meeting rooms are currently available to join.

Заходи

Всі матеріали

Виставки

Всі матеріали

Наші видання

Всі матеріали