НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК УКРАЇНИ

ДЕРЖАВНА НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНА БІБЛІОТЕКА УКРАЇНИ
ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО

Бібліотека це дзеркало і джерело духовної культури

Image
04060, Київ, М.Берлинського, 9 380 (44) 467-22-14 dnpb@i.ua Мапа проїзду
A A A

Конкурс ім. А. С. Макаренка

С 1 по 5 апреля 2009 года в городе Челябинске состоится

VII Международный конкурс имени А.С. Макаренко и очередные Макаренковские чтения (научно-практическая конференция).

Тема научной конференции: “Детско-взрослые образовательные производства как институт воспитания строителей страны”

Можно ли решить задачу воспитания молодого поколения, способного взять на себя ответственность за развитие страны, парадными мероприятиями или же досуговыми и развлекательными методами работы? Для масштабного освоения Сибири и Дальнего Востока, удвоения ВВП, перехода на инновационный путь развития стране нужна личность созидательного, творческого типа. Сформировать такую личность могут по-настоящему  деятельные, продуктивные – производящие – формы и методы социальной практики. Поиск новых стратегий и технологий воспитания, адекватных задачам строительства страны и обустройства собственной, российской, жизни, – вот цель Макаренковских чтений.

Российское  образование обладает уникальным, имеющем мировое значение опытом производственного воспитатния детей и молодёжи, берущим истоки в деятельности А. С. Макаренко и его последователей. Одна из наиболее интересных форм производственного воспитания – детско-взрослые образовательные производства. Этих производств в масштабах нашей страны пока мало, они разрозненны, но такое положение дел должно быть преодолено.

Макаренковские чтения призваны сформировать научную стратегию развития и распространения в Россиии за её пределами “педагогики Дела”.

В рамках Макаренковских чтений планируется работа секций:

  1. Наследие А. С. Макаренко и история “воспитания Делом”.
  2. Воспитательный потенциал детско-взрослого образовательного производства.
  3. Экономика производственного воспитания и обучения.
  4. Юридическое право ребёнка на добровольный и привлекательный для него труд.
  5. Технологическое обеспечение детско-взрослого образовательного производства.
  6. Психологическое содержание производственной деятельности детей и её вклад в становление личности.
  7. Педагогика в литературе: когда появится новая “Педагогическая поэма”?

К началу работы чтений и после них планируется издание двух выпусков альманахов “Макаренко”. Статьи по тематике чтений (объёмом до 30000 знаков) должны быть предоставлены  в Оргкомитет чтений не позднее 1 февраля 2009 года. Оргкомитет оставляет за собой право отбора и редактирования присланных материалов. Второй выпуск будет сформирован и наиболее интересных выступлений  участников по следующим темам:

  1. “Воспитание культуры труда и трудовых ценностей в условиях доминирования ценностей общества потребления”.
  2. “Профессиональное самоопределение молодёжи и развитие национальной экономики”.
  3. “Социальное партнёрство школы и современных производственных институтов”.
  4. “Учебное и социальное проектирование в деятельности подростков и юношества”.
  5. “Педагогически эффективные социальные практики, сходные по своему психологическому содержанию с производственной деятельностью (проектно-исследовательская, педагогическая
    и т. п .).”

По вопросам участия в конкурсе и конференции обращаться в Оргкомитет по телефонам:

(495) 739-34-11, 345-52-00, 746-59-62;

e-mail: narodnoe@narodnoe.org

Положение о Международном конкурсе имени А.С. Макаренко


1. Общие положения

Конкурс учреждён в 2003 году Автономной некомерческой организацией “Редакция «Народное образование» и Международной Макаренковской ассоциацией в ознаменование 115-летнего юбилея великого педагога XX столетия.  Макаренковские мероприятияв регионах проводятся ежегодно13 марта – в день рождения А. С. Макаренко. Международный конкурс – 1-го апреля – в День памяти великого педагога.

Официальный регламент конкурса публикуется ежегодно в журнале «Народное образование».

В рамках конкурса рассматривается воспитательная практика образовательных учреждений, опирающихся на производственную деятельность и научно-техническое творчество детей и молодёжи, в том числе, воплощающих педагогические идеи А.С.Макаренко.

2.  Научно-практическая конференция

В рамках конкурса проводится ежегодная научно-практическая конференция — «Макаренковские чтения», основная цель которых — организация взаимодействия теории и практики эффективного воспитания.

3.  Цели и задачи Конкурса

  • Актуализация педагогического наследия А.С. Макаренко в современных условиях, развитие Макаренковского педагогического движения.
  • Выявление, поддержка и распространение систем, практик и технологий воспитания, опирающихся на продуктивную занятость детей и молодёжи.
  • Выявление, поддержка и распространение успешного опыта самостоятельной финансово-хозяйственной деятельности образовательных учреждений, создания школьных предприятий и производств, развития учебно-производственной инфраструктуры.
  • Поддержка и развитие  научно-технической,  исследовательской  и  проектной деятельности детей и молодёжи, распространение успешного опыта интеграции различных форм продуктивной занятости с учебной деятельностью, формирование творческих связей образовательных учреждений с производственными и исследовательскими коллективами.
  • Выявление и распространение опыта правильного юридического оформления приносящей доход  деятельности,  положительной практики  ведения бухгалтерского  и налогового учёта.
  • Содействие развитию общественных и государственных институтов и инициатив, законодательных норм и социальных технологий, обеспечивающих продуктивную занятость детей и молодёжи.
  • Создание условий для обмена опытом успешной внебюджетной деятельности между образовательными учреждениями.
  • Формирование в общественном сознании понимания значимости и незаменимости труда как инструмента воспитания.

4.  Попечительский совет Конкурса

4.1. Попечительский совет создаётся для содействия в реализации целей и задач Конкурса и для надзора за расходованием средст, привлекаемых на организацию и проведение Конкурса. 

4.2. В Попечительский совет Конкурса приглашаются представители  общественных и государственных организаций, готовые содействовать развитию воспитания на основе продуктивной занятости детей и молодёжи.

4.3. Попечительский совет:

  • оказывает содействие в финансировании и проведении мероприятий Конкурса;
  • осуществляет  надзор   за  целевым  расходованием   средств, привлекаемых   на организацию и проведение Конкурса.

5.  Учредители и организаторы Конкурса

5.1. Конкурс предусматривает открытое учредительство. Постоянными учредителями Конкурса являются:

  • Международная Макаренковская ассоциация;
  • Министерство образования и науки РФ (по согласованию);
  • Министерство труда и социального развития (по согласованию);
  • Российская академия образования (по согласованию);
  • АНО «Редакция «Народное образование»;
  • Российское Педагогическое общество (по согласованию);
  • Семья (наследники) А.С. Макаренко.

5.2. Соучредителем очередного финала Конкурса может стать любое физическое или юридическое лицо, внёсшее существенный вклад в формирование Наградного фонда Конкурса.

5.3. Совет учредителей состоит из одиннадцати членов. В него входят представители постоянных учредителей конкурса, Организатора Конкурса и соучредителей, сделавшие наибольший взнос в Наградной фонд Конкурса в текущем году.

Совет учредителей:

  • утверждает условия проведения Конкурса и критерии оценки деятельности участников;
  • утверждает состав Экспертной комиссии Конкурса;
  • утверждает размер и формы вознаграждения победителям Конкурса.

5.4. Организаторы Конкурса.

Постоянными организаторами Конкурса являются Автономная некоммерческая организация «Редакция «Народное образование» и Международная Макаренковская ассоциация (тел./факс: (495) 739-34-11; e-mail: narodnoe@narodnoe.org.

Соорганизаторами очередного финала Конкурса являются региональные органы  управления образованием, на чьей территории проводятся мероприятия Конкурса в текущем году, и организации, готовые внести существенный организационный вклад в его проведение.

Организаторы Конкурса создают Исполнительную дирекцию для подготовки и проведения Конкурса, обеспечивают условия для её деятельности; открывают специальный счёт для целевых и благотворительных взносов; разрабатывают условия проведения Конкурса.

5.5. Исполнительная дирекция Конкурса:

  • осуществляет всю организационную работу по проведению Конкурса;
  • создаёт Экспертную комиссию Конкурса, определяет порядок её деятельности, организует конкурсную экспертизу фактической деятельности участников  на основе представленных документов и конкурсных презентаций;
  • разрабатывает критерии оценки деятельности образовательных учреждений и конкурсных заданий;
  • осуществляет подготовку необходимой для проведения Конкурса документации;
  • принимает и рассматривает конкурсные заявки в соответствии с настоящим Положением;
  • осуществляет работу по формированию бюджета Конкурса;
  • организует информационную поддержку Конкурса.

5.6. Организаторы и Исполнительная дирекция Конкурса обязаны:

  • создать равные условия для всех Участников Конкурса;
  • обеспечить гласное проведение Конкурса;
  • соблюдать конфиденциальность сведений о промежуточных и окончательных результатах Конкурса до даты официального объявления результатов Конкурса.

6.  Бюджет Конкурса

6.1. Бюджет Конкурса формируется из:

  • организационных взносов участников;
  • благотворительных взносов;
  • учредительских взносов;
  • целевых взносов на проведение Конкурса.

6.2. Для сбора средств на организацию Конкурса и формирования Наградного фонда используются расчётные счета организации, выполняющей обязанности исполнительной дирекции Конкурса, если иное не предусмотрено решением  учредителей.

6.3. Основная часть средств, собранных на нужды Конкурса (не менее 80% от общего бюджета Конкурса), предназначена для формирования Наградного фонда.

6.4. Сумма расходов на организационные и информационно-рекламные мероприятия не должна превышать 20% от общего бюджета Конкурса.

6.5. Средства, не истраченные на проведение Конкурса до конца отчётного периода, используются на организацию Конкурса в следующем году.

7.  Участие в Конкурсе

7.1. В Конкурсе участвуют образовательные учреждения любой формы собственности, в которых средний возраст учащихся и воспитанников не превышает 16 лет. 

7.2. Образовательные учреждения из других стран участвуют в Конкурсе на общих основаниях.

7.3. Для участия в Конкурсе необходимо:

направить в адрес Организатора заявку на участие и комплект конкурсных материалов;

предложить   собственную   программу   или   форму   поддержки   и   развития Макаренковского педагогического движения.

8.  Заявки на участие в Конкурсе

8.1. Образовательное учреждение  оформляет заявку на участие в Конкурсе в свободной форме и прилагает к ней комплект конкурсных материалов. 

8.2. Комплект конкурсных материалов может содержать:

  • краткую характеристику образовательного учреждения;
  • описание концептуальной модели обеспечения производственно-воспитательного процесса;
  • документы, отражающие реальную внебюджетную финансово-хозяйственную деятельность образовательного учреждения;
  • описание результатов финансово-хозяйственной деятельности образовательного учреждения;
  • производственно-воспитательный бизнес-план образовательного учреждения на 5лет;
  • видео- и/или фотоматериалы, иллюстрирующие учебно-производственную инфраструктуру школы;
  • документы и материалы, отражающие научно-исследовательскую,  спортивно-техническую, спортивно-туристическую, концертную, социально-педагогическую и т.п. деятельность образовательного учреждения;
  • продукты деятельности учащихся (образцы продукции, исследовательские и отчётные доклады и т.п.);
  • производственную историю школы (в форме свободного очерка);
  • иные информационно-документальные материалы по усмотрению Участника, отражающие содержание и результаты деятельности образовательного учреждения.

8.3. Текст заявки и другие материалы заверяются печатью образовательного учреждения и подписью руководителя образовательного учреждения и предоставляются на бумажных и электронных носителях (Word, на дискете или по электронной почте).

8.4. Заявка присылается по адресу Организатора Конкурса: 109144, Москва, ул.Люблинская, 157, корпус 2; e-maii: narodnoe@narodnoe.org.

8.5. Заявки на участие в Конкурсе проверяются исполнительной дирекцией на соответствие целям и задачам Конкурса и передаются экспертам для оценки.

8.6. Материалы и документы, представленные на Конкурс, не возвращаются. Наиболее интересные материалы публикуются в журналах «Народное образование», «Школьные технологии», «Сельская   школа»,   «Воспитательная   работа   в   школе»,   «Социальная педагогика».

8.7. Заявки на участие в Конкурсе и конкурсные материалы принимаются до 20 марта 2009 г.

9.  Экспертная комиссия Конкурса

9.1. Экспертная комиссия Конкурса — группа специалистов, осуществляющая оценку представленных на Конкурс документов и материалов, определяющая победителей в первом и втором туре Конкурса.

Состав Экспертной комиссии определяется Организатором Конкурса и утверждается учредителями. В её состав входят специалисты в области экспертизы образования, видные педагогические деятели, официальные лица.

10. Мероприятия Конкурса и оценка достижений участников

10.1.  Конкурс организуется в два тура.

Первый — отборочный тур — проводится заочно на основе представленных документов и материалов. Победители первого тура Конкурса определяются до 25 марта текущего года и приглашаются на финал Конкурса.

Второй — финальный тур — проводится очно с 1-го по 5-е апреля. Во втором туре определяются участники, занявшие 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе, а также победители в отдельных номинациях.

В первый день финала проводится установочная сессия участников Конкурса и открываются Макаренковские чтения.

Объявление результатов и награждение победителей происходит на итоговой сессии Конкурса и Макаренковских чтений.

10.2. Финальный тур Конкурса проводится в форме мастер-классов участников в ходе Макаренковских чтений по трём аспектам деятельности:

  1. воспитание и производство;
  2. обучение и производство;
  3. финансово-хозяйственная деятельность образовательного учреждения.

Участники   представляют   свою   деятельность   и   её   результаты,   защищают хозяйственно-педагогические проекты, обосновывают и доказывают научно-практическую состоятельность своей организации дела, отвечают на вопросы участников, экспертов и зрителей.

10.3. Оптимальный   состав   делегации   участника — 3 человека: руководитель (заместитель), мастер-наставник, учащийся.

10.4. Экспертная   комиссия   Конкурса   рассматривает   содержательные   аспекты представленных материалов и выступлений участников.
Оцениваются:

  • постановка производственного воспитания и качество продуктивной занятости учащихся;
  • интеграция продуктивной занятости учащихся и учебного процесса;
  •  реализация педагогических идей А.С. Макаренко в воспитании и обучении;
  • организация внебюджетной деятельности и качество её юридического и планово-экономического обеспечения;
  • учебно-производственная    инфраструктура    образовательного    учреждения, создаваемая за счёт собственных средств;
  • предпринимательские проекты и их реализация (в форме защиты);
  • учебные предприятия и другие формы деятельности образовательного учреждения, направленные на обеспечение занятости детей и молодёжи Делом;
  • мастер-классы для участников Конкурса и Макаренковских чтений;
  • конкретные программы и формы поддержки участникам Макаренковского движения и конкурса им. А.С. Макаренко;
  • другие  аспекты  деятельности  образовательного  учреждения, предлагаемые участником для рассмотрения.

Формализованный набор критериев оценки деятельности Участников обсуждается и принимается участниками финала на установочной сессии. 

10.5. По результатам заочного тура Конкурса отбираются  образовательные учреждения — финалисты конкурса им. А.С. Макаренко. В адрес учреждений, прошедших отборочный тур, направляется приглашениена участие в финале конкурса. Финалисты конкурса  претендендуют на 1-е, 2-е и 3-е места в Конкурсе и на специальные награды, учреждённые государственными и общественными организациями, российскими и международными Фондами, российскими предпринимателями.

11. Результаты Конкурса и награждение победителей

11.1. Победители определяются Экспертным советом Конкурса. 

11.2. По итогам Конкурса организуется серия публикаций в периодических СМИ. 

11.3. Победители, занявшие первые три места, получают призы в денежной или имущественной   форме,   что   определяется   Советом   учредителей   Конкурса.   Размер вознаграждений участникам и порядок их вручения определяется, исходя из бюджета Конкурса. 

11.4. Попечители и учредители Конкурса, российские предприниматели и другие заинтересованные   лица   имеют   право   учреждать   собственные —   специальные —вознаграждения   для   образовательных   учреждений —   Участников   Конкурса,   для руководителей образовательных учреждений и педагогов-организаторов.

Перечень номинаций специальных премий и призов объявляется в начале финала Конкурса. Победители в таких номинациях определяются Учредителем специального вознаграждения.