НАЦІОНАЛЬНА АКАДЕМІЯ ПЕДАГОГІЧНИХ НАУК УКРАЇНИ

ДЕРЖАВНА НАУКОВО-ПЕДАГОГІЧНА БІБЛІОТЕКА УКРАЇНИ
ІМЕНІ В. О. СУХОМЛИНСЬКОГО

Бібліотека це дзеркало і джерело духовної культури

Image
04060, Київ, М.Берлинського, 9 380 (44) 467-22-14 dnpb@i.ua Мапа проїзду
A A A

Афоризми С. Френе

 

Ребенок – такой же человек, как и взрослый.

 

Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит подчиняться силе.

 

Поведение ребенка в школе – это производная от его психологического и
физиологического состояния.
Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться правилам, смысл которых он не понимает.

 

Никто не любит ходить строем, потому что «строй» – это всегда подчинение
внешней силе.
Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.

 

Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой
(обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» – вот естественный
и общий закон познания.
Память – а на этом держится вся Школа – является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.
Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно
думают, – а опытным путем. Начинать с правил и законов – в изучении языка,
искусств, математики,  других наук – все равно что запрягать телегу впереди
лошади.
Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.
Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве
от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.
Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто – ни взрослый, ни ребенок – не любит такой «контроль».

 

Демократия завтрашнего дня рождается я в Школе. Авторитарная школа
не может вырастить человека демократических убеждений.
Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям – одно из первых условий обновления Школы.

 

Педагогический консерватизм – элемент социального и политического
консерватизма – серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь
противостоять этой силе.
Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам пo себе или в команде, в обстановке сотрудничества.
Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться
поставленной цели. Наказания – это худший способ решения проблемы.
Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.
Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников

 

Большой рост – не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.
Человек предпочитает сам выбирать себе работу – пусть даже этот выбор
не несет ему явных преимуществ.
Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.

 


Переклад з французького – Р. Курбатов